Связаться с администратором
  Главная
  История
  Личности
  Города-герои
  Галерея
  Кинохроника
  Военные песни

Иосиф Виссарионович Сталин и образование

Сталин и и высшее образование в России

Сталин уделял большое внимание развитию российской науки. Так, по воспоминаниям Жданова, Сталин считал что высшее образование в России прошло три этапа: «В первый период ... были основной кузницей кадров. Наряду с ними лишь в очень слабой мере развивались рабфаки. Затем, с развитием хозяйства и торговли, потребовалось большое количество практиков, дельцов. Сейчас ... Следует не насаждать новые, а улучшать существующие. Нельзя ставить вопрос так: университеты готовят либо преподавателей, либо научных работников. Нельзя преподавать, не ведя и не зная научной работы... сейчас у нас нередко говорят: дайте образец из-за границы, мы разберем, а потом сами построим.»

Личное внимание сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет и Моссовет предлагали построить четырехэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С.И.Вавилов и ректор МГУ А.Н.Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здение. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин он сказал: «этот комплекс для Московского университета, и не в 10–12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием... Необходимо создать жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и студентов. Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит в общежитии должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о семейных студентах.»

Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.

В 1949 году обсуждался вопрос о присвоении имени Сталина комплексу МГУ на Ленинских горах. Однако Сталин катигорично выступил против этого предложения.

Образование и наука

По указанию Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 г. было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе. По мнению историка Юрия Фельштинского, «Под влиянием указаний Сталина, Кирова и Жданова и постановлений ЦК ВКП (б) о преподавании истории (1934—1936 гг.) в исторической науке стали укореняться догматизм и начётничество, подмена исследования цитатами, подгонка материала под предвзятые выводы». Те же процессы происходили и в других сферах гуманитарного знания. В филологии была разгромлена передовая «формальная» школа (Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум и др.); философия стала базироваться на примитивном изложении основ марксизма в IV главе «Краткого курса». Плюрализм внутри самой марксистской философии, существовавший до конца 30-х гг., после этого стал невозможен; «философия» свелась к комментированию Сталина; были жёстко пресечены все попытки выйти за рамки официальной догмы, проявлявшиеся школой Лифшица-Лукача . Особенно ухудшилось положение в послевоенное время, когда начались массированные кампании против отхода от «принципа партийности», против «абстрактно-академического духа», «объективизма», а также против «антипатриотизма», «безродного космополитизма» и «умаления русской науки и русской философии», Энциклопедии тех лет сообщают, например, о Сократе следующее: «др.-греч. философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, враг античного материализма».

Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники и культуры в 1941 г. были учреждены присуждавшиеся ежегодно Сталинские премии (вместо Ленинской премии, учреждённой в 1925 г., но не присуждавшейся с 1935 г.). Развитие советской науки и техники при Сталине можно охарактеризовать как взлёт. Созданная сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий, а также тюремно-лагерных конструкторских бюро (так называемых «шараг») охватила весь фронт исследований. Учёные стали подлинной элитой страны. Такие имена, как физики Курчатов, Ландау, Тамм, математик Келдыш, творец космической техники Королёв, авиаконструктор Туполев, известны во всем мире. В послевоенное время, исходя из очевидных военных нужд, наибольшее внимание уделялось ядерной физике. Так, только в 1946 году лично Сталиным было подписано около шестидесяти важнейших документов, определивших развитие атомной науки и техники. Результатом выполнения этих решений стало создание атомной бомбы, а также строительство первой в мире АЭС в Обнинске (1954 год) и последующее развитие атомной энергетики.

В то же время, централизованное управление научной деятельностью, не всегда компетентное, привело к ограничению направлений, которые, как считалось, противоречат диалектическому материализму и потому не имеют практической пользы. Целые области исследований, такие как генетика и кибернетика, объявлялись «буржуазными лженауками». Следствием этого были многочисленные аресты и расстрелы видных советских учёных. Разгром кибернетики обеспечил фатальное отставание СССР от США в деле создания электронно-вычислительной техники — работы над созданием отечественной ЭВМ начались только в 1952 году, хотя сразу после войны у СССР были все научные и технические кадры, необходимые для её создания. Польностью была разгромлена российская генетическая школа, считавшаяся одной из лучших в мире. При Сталине государственной поддержкой пользовались действительно лженаучные направления, такие, как лысенковщина в биологии и (до 1950) новое учение о языке в лингвистике, впрочем, развенчанное самим Сталиным под конец жизни. Науку затронула и имевшая сильный антисемитский оттенок борьба с космополитизмом и так называемым «низкопоклонством перед Западом», которая велась с 1948.

Основные этапы жизни Иосифа Виссарионовича Сталина:

Детство и юность

До революционный период

Гражданская война

1920-е годы

1930-е годы

Массовые репресси второй половины 1930-х

Вторая мировая война

После военный период

Смерть Сталина

Фотографии И. В. Сталина

Статьи о Иосифе Виссарионовиче Сталине:

Имя и псевдонимы

Культ личности Сталина

Сталин как оратор и писатель

Сталин и образование

Сталин и метро