"Мистер Вертолет"
26 мая 1913 года в Петербурге состоялся первый в мире полет
многомоторного самолета «Русский витязь» (иначе называемого «Гранд»).
Машина молодого инженера Игоря Сикорского открыла новую страницу в
истории мировой авиации, потому что до этого даже основатели
воздухоплавания французы осмеливались летать только на одномоторных
машинах, подверженных риску катастроф. Через 2,5 месяца этот же
самолет установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54
минуты с семью пассажирами на борту. «Русский витязь» стал
родоначальником всех многомоторных тяжелых самолетов в мире.
Летом 1913 года Николай II выразил желание лично
увидеть летающее чудо. Для этой царственной инспекции Игорь Сикорский
прилетел в Царское Село, где был высочайше пожалован наградными
часами.
После гимназии и учебы в Морском кадетском
корпусе Сикорский во Франции учился воздухоплаванию в технической
школе Дювиньо де Ланно. Там, старательно впитав знания по математике
и судостроению, он понял, как применить механику к теории планеров –
самолет нуждается в двигателе. Вернувшись на родину, Сикорский в
Киевском политехническом университете организовал и возглавил
студенческое авиационное общество. Однако первая разработка
Сикорского – вертолет (геликоптер) с двумя вращающимися в разных
плоскостях винтами мог поднять в воздух только свой вес в 180 кг, а
пилота – уже нет. Но Сикорского это не смутило: в 1910 году он
построил биплан С-2, он поднимался на 180 метров, это был
всероссийский рекорд. Через год новая модель уже С-5 летала на
полукилометровой высоте целый час. Все свои машины Игорь Сикорский
собирал на деньги своей сестры в сарае в киевском имении своего отца.
В 1914 году изобретатель уже на
Русско-балтийском вагоностроительном заводе построил второй свой
самолет «Илья Муромец», с двигетелем в 100-сильным двигателем и
размахом крыльев 31 метр, на котором сам совершил перелет из
Петербурга в Киев и обратно. Лично от императора Сикорский получил
орден Святого Владимира IV степени и 100 тыс. рублей на дальнейшую
работу.
23 декабря 1914 года решением военного министра
России было введено в действие положение «об организации эскадры
воздушных кораблей «Илья Муромец». Задуманный как транспортный,
самолет был переоснащен: теперь он, деревянный, но в стальных
«доспехах» от пуль, мог нести до 780 кг бомб, 8 пулеметов «Максим» и
экипаж до 10 человек. «Муромцев» было построено 80 единиц, каждый
новый – все более совершенный.
После Октябрьской революции Сикорский
эмигрировал из России в Америку.
В США русский конструктор поначалу бедствовал –
давал уроки математики и читал лекции по астрономии. Первое созданное
им конструкторское бюро на Лонг-Айленде в Нью-Йорке размещалось... в
курятнике. С такими монстрами как «Boeing» и «Martin» без денег
конкурировать было трудно. Но тут ему улыбнулась удача: русский
композитор Сергей Рахманинов неожиданно сделал «Сикорски
Аэроинжиниринг Корпорейшн» рекламу, став ее вице-президентом и скупив
акции на 5 тыс. долларов. Говорили, что он сделал это в память о
младшем брате прапорщике Николае, который служил в русской армии в
34-м корпусном авиаотряде и погиб во время сильного артобстрела.
Сикорский смог арендовать ангар, и дела быстро пошли в гору. К апрелю
1924 года был готов его первый американский самолет S-29A.
Позже созданный самолет-амфибия S-38 принес ему
крупный успех и заказы компании «Pan-American». Летающая лодка
Сикорского S-42 в 1934 году устанавливала один за другим мировые
рекорды грузоподъемности и скорости. Кроме того, Сикорского в США
прозвали «мистер Вертолет» – в 1952 году его S-52 совершил первый
перелет через Атлантику и Тихий океан с дозаправкой в воздухе, а
следующая модель S-55 вообще не знала себе равных, поэтому ее и
облюбовали американские президенты, а вслед за ними и Никита Хрущев.
Первые вертолеты с автопилотом – тоже детище Сикорского.
Вертолеты-краны, вертолеты-амфибии, вертолеты-тральщики, турбинные
вертолеты с убирающимися шасси. А еще – 15 типов самолетов.
Америка оценила вклад Сикорского в развитие
мировой авиации по достоинству. Его имя включено США в Национальный
зал славы изобретателей наряду с Эдисоном, Ферми и Пастером. А
почетная медаль Джона Фрица «за научно-технические достижения в
области фундаментальных наук» в области авиации была присуждена
только двум инженерам – Игорю Сикорскому и Орвиллу Райту.
По материалам сайта «www.peoples.ru»
<< Назад
|