В советском подводном флоте, пожалуй, не найти офицера с такой
сложой судьбой, как у Александра Ивановича Маринеско, в котором
рядом уживались героизм, предельная собранность и многодневные
запои, отчаянная храбрость и наплевательское отношение к порученному
делу. Он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его
счету четыре потопленных транспорта массой в 42 557
брутто-регистровых тонн. Но и досталось ему больше, чем кому бы то
ни было: в октябре 1941 года исключение из кандидатов в члены
партии; предание суду военного трибунала (не состоялось благодаря
потоплению «Вильгельма Густлова»); понижение в звании с капитана 3
ранга до старшего лейтенанта; изгнание сначала с подводного флота, а
затем и вообще из ВМФ.
Н.Г.Кузнецов, нарком и главнокомандующий ВМФ в
годы войны, подписавший приказ об увольнении А И.Маринеско в запас в
ноябре 1945 года, спустя много лет писал: «К многочисленным
серьёзным проступкам А.Маринеско на службе и в быту я, как адмирал,
отношусь совершенно определённо — отрицательно. Но зная его
смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов,
я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед
Родиной».
Должное, хотя и поздно, воздали: 5 мая 1990
года, спустя почти 27 лет после смерти, А.И.Маринеско удостоен
звания Героя Советского Союза, а в Калининграде ему установлен
памятник, который считают своим долгом посетить многочисленные гости
города.
Александр Иванович Маринеско родился 2(15)
января 1913 года в Одессе, окончил 6 классов трудовой школы, после
чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был
направлен в школу юнг, по окончании которой плавал на судах
Черноморского пароходства уже матросом 1 класса. В 1930 году
Александр поступил в Одесский мореходный техникум, в 1933-м, окончив
его, служил помощником капитана на пароходе «Красный флот». Правда,
служба оказалась недолгой: уже в ноябре по путёвке комсомола (по
другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы
комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на
ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года в связи с
введением персональных воинских званий Маринеско получает звание
лейтенанта, в ноябре 1938-го — старшего лейтенанта. Окончив курсы
переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного
плавания имени С.М.Кирова, он сначала служит помощником командира на
Л-1, затем командиром ПЛ М-96.
По итогам боевой и политической подготовки 1940
года экипаж М-96 занял первое место, а командир был награждён
золотыми часами. Последовало и повышение в звании — Александр
Иванович стал капитан-лейтенантом.
Грянула война. М-96 была перебазирована в
Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе,
столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в
экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. Однако
положение удалось исправить, и 14 августа 1942 года лодка топит
транспорт противника «Хелене». Правда, без нарушений дисциплины и в
этот раз не обошлось: возвращаясь с позиции раньше срока
(заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не
удосужился предупредить наши дозоры или при всплытии хотя бы поднять
Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили
собственные катера. Тем не менее действия командира на позиции
оцениваются высоко, и А.И.Маринеско награждают орденом Ленина3.
В конце года А.И.Маринеско было присвоено
звание капитана 3 ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б),
но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир
дивизиона капитан 3 ранга Сидоренко все же отметил, что его
подчинённый «на берегу склонен к частым выпивкам».
В апреле 1943 года А.И.Маринеско был назначен
командиром ПЛ С-13. На этой лодке он прослужил до сентября 1945
года. В октябре 1944 года он потопил вооружённый транспорт «Зигфрид»,
а 30 января 1945-го — лайнер «Вильгельм Густлов», на котором
находилось свыше 7000 гитлеровцев.
Заметим, что перед этим походом командующий
Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду
военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой
обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав ему
возможность искупить вину в боевом походе.
С 9 января по 15 февраля 1945 года
А.И.Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение
которого и были потоплены два крупных транспорта противника —
«Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен». Впоследствии мировая
печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а
Маринеско «подводником № 1».
По одним данным, после гибели «Вильгельма
Густлова» в Германии отмечался 3-дневный траур, и Гитлер объявил
Маринеско своим личным врагом, по другим — ничего этого не было, но
в любом случае немецким ВМС был нанесён серьёзный урон, так как, по
свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2 — 5, 7 — 11, ФРГ), с
кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились
полностью сформированные экипажи ПЛ и их командиры.
Так или иначе, но командиру С-13 не только
простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя
Советского Союза. А 10 февраля 1945 года последовала новая победа —
на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила транспорт
«Генерал фон Штойбен», на борту которого пытались эвакуироваться
свыше 3000 солдат и офицеров противника.
Однако Золотую Звезду герой не получил: её
заменили орденом Красного Знамени. Разумеется. А.И.Маринеско
обиделся. Иначе нечем объяснить его полное безразличие ко всему в
шестом походе на С-13, когда, по мнению командира бригады ПЛ
капитана 1 ранга Курникова, он «имел много случаев обнаружения
транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного
маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...».
Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско всё
время умело уклонялся.
Шестое плавание было признано
неудовлетворительным. Александр Иванович, мягко говоря, снова стал
пренебрегать службой, и 14 сентября 1945 года вышел приказ наркома
ВМФ, где говорилось: «За халатное отношение к служебным
обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность
командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой
бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана
3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой
должности, [по]низить в воинском звании до старшего лейтенанта и
зачислить в распоряжение военного совета этого же флота. Адмирал
флота Кузнецов».
После этого А.И.Маринеско был командиром
тральщика Таллинского морского оборонительного района, в ноябре
1945-го его уволили в запас. В 1946 — 1949 гг. Александр Иванович
работал старшим помощником капитана на судах Балтийского
государственного торгового пароходства, в 1949 — 1950 гг. —
заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, в 1951
— 1953 гг. — топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года
руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».
После тяжёлой и продолжительной болезни 25
ноября 1963 года А.И.Маринеско скончался. Его похоронили в
Ленинграде на Богословском кладбище. Что ж, как сказано нашими
предками, «мёртвые сраму не имуть», и Александр Иванович Маринеско
навечно останется в народной памяти подлинным героем Великой
Отечественной войны.
Примечания
Нева. 1968 № 7.
В аттестации на А.И.Маринеско командир
дивизиона капитан 3 ранга Юнаков записал: «...В
партийно-политической и общественной работе активен. Энергичный,
обладает хорошими волевыми качествами. Решительный и смелый.
Сообразителен и находчив. Умеет быстро оценивать, ориентироваться и
принимать правильные решения в простой и сложной обстановке.
Инициативен, дисциплинирован. Требователен к себе и подчинённым.
Любит морскую службу и свою специальность. Отличный моряк.
Оперативно-тактическая подготовка хорошая, военно-морское дело и
специальность знает хорошо и умеет правильно сочетать теорию с
практикой... Тактичен и выдержан, заботлив о подчинённых...»
(Центральный военно-морской архив. Л.Д. инв. № 20426. Л. 19 — 20).
Вот строки из политдонесения военкома бригады
ПЛ КБФ бригадного комиссара Красникова: «...Политико-моральное
состояние личного состава как до похода, так и в походе было
высокое... Примером высокого политико-моратьного состояния служит
сам командир капитан-лейтенант тов. Моринеско. беспартийный, ранее
исключался из ВКП(б), который в боевом походе показал мужество,
отвагу, высокие качества командира-полводника. Он искал врага и
топил его, несмотря на сильное противодействие кораблей охранения.
Личный состав любит своего командира и верит в его боевые
качества...» (ЦBMA. Ф. 135. Д. 23383. Л. 4, 5, 6, 9, 11).
Атака четырьмя торпедами не удалась, но
Маринеско всё же догнал противника и потопил его артиллерией.
По мнению командира дивизиона капитана 1 ранга
Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования
70 ПЛ среднего тоннажа.
ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 215. Л. 464. В 1960 г.
приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность
А.И.Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную
пенсию.
Все ссылки на источники и цитаты из документов
приведены по «Морскому сборнику». № 4 за 1990 год.
«Военно-исторический журнал». 2003. № 1.
<< Назад