Сергей Владимирович Ильюшин - генеральный конструктор самолетов,
член КПСС с 1918 года, академик, генерал-полковник
инженерно-технической службы, трижды Герой Социалистического Труда
(1941, 1957, 1974), семикратный лауреат Сталинской премии (1941,
1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952).
С.В. Ильюшин родился 30 марта 1894 года в
деревне Дилялево Вологодской губернии в семье крестьянина. Учился в
земской школе. Пятнадцатилетним подростком начал трудовую
деятельность в качестве подсобного рабочего.
В 1914 года был призван в армию и вскоре
направлен в аэродромную команду. С этого времени его жизнь была
неразрывно связана с авиацией. Летом 1917 года он стал летчиком.
С 1918 года Ильюшин в рядах Красной Армии, в
авиаремонтном поезде одной из армий Северного флота. Вместе с
другими механиками из десятка вышедших из строя машин собирал
одну-две машины, более или менее пригодные для полетов. Однажды
пришла весть, что в расположении красных полков приземлился подбитый
белогвардейский самолет новой конструкции. Сергей Ильюшин с пятью
красногвардейцами пробрался в лес, к месту приземления, разобрал
самолет, перетащил его по частям к железнодорожной станции и
доставил в Москву.
В 1921 году он был направлен в институт
Красного воздушного флота, ныне Военно-воздушную инженерную академию
имени Н. Е. Жуковского. Будучи слушателем академии, построил
несколько планеров собственной конструкции.
После окончания академии С.В. Ильюшин получил
звание военного инженера-механика воздушного флота и был назначен
председателем одной из секций научно-технического комитета ВВС,
определявшей требования к боевым самолетам.
В 1931 года С.В. Ильюшин был переведен на
работу в авиапромышленность, где руководил работой Центрального
конструкторского бюро. С этого момента началась его творческая
деятельность в области создания отечественных самолетов.
С 1933 году он был генеральным конструктором КБ
по проектированию самолетов, ставшего впоследствии одним из ведущих
в нашей стране. Коллективом под руководством С.В. Ильюшина были
созданы самолеты бомбардировочной, штурмовой и пассажирской авиации
с высокими летно-техническими качествами. На первых боевых самолетах
ЦКБ-26 и ЦКБ-30 были установлены мировые рекорды высоты с различными
грузами, а в 1938-1939 годах совершены беспосадочные перелеты Москва
– район Владивостока (7600 км за 22 часа 36 минут) и Москва – остров
Мискоу, Северная Америка (8 тыс. км за 22 часа 56 минут).
Все более напряженной становилась международная
обстановка, и все чаще обращался Сергей Владимирович к идее создания
штурмовика – боевой машины непосредственно для поля боя. «Задача...
исключительно трудна... но я с энтузиазмом и полной уверенностью в
успехе берусь за это дело», – писал он. В 1939 году бронированный
штурмовик Ил-2, положивший начало новому роду боевой авиации и
породивший новую тактику ее применения, был готов. Впервые в
практике мирового самолетостроения в новом штурмовике удалось
осуществить оптимальное для того времени сочетание скорости,
маневренности, огневой мощи и броневой защиты.
Началась Великая Отечественная война. Ил-2 стал
«черной смертью» для фашистов. А конструктор и его коллектив делали
все для того, чтобы самолет стал совершеннее. КБ находилось в
эвакуации, размещалось в двухэтажном здании книжного магазина.
Конструкторы работали как одержимые, спали и ели прямо в КБ.
Производство разворачивалось в тяжелейших условиях, корпуса завода
для выпуска самолетов не имели крыши, но, несмотря на морозы и
метели, цехи приступили к работе по графику. Через два месяца Ил-2
снова пошли на фронт.
Затем были созданы штурмовики Ил-10, Ил-16 и
первый в истории авиации реактивный штурмовик Ил-40. Для
производства Ил-2 были выделены три самых мощных завода, которые
выпускали более 40 самолетов в день. В телеграмме директорам
заводов, в которой давалось указание о срочном увеличении программы,
говорилось, что самолеты Ил-2 нужны Красной Армии теперь, как
воздух, как хлеб. Было построено рекордное в истории авиации число
штурмовиков Ил-2 и Ил-10 – более 41 тыс. машин! Штурмовик, по
существу, стал летающим танком, которому не страшен был огонь ни с
земли, ни с воздуха.
В 1942 года уже выпускались самолеты Ил-2 с
двумя мощными пушками калибром 37 мм. Так что появление на фронтах
новых немецких тяжелых танков «тигров» и «пантер» с трехдюймовой
броней не застало нашу армию врасплох.
Маршал авиации, дважды Герой Советского Союза
А.Н. Ефимов, совершивший на самолете Ил-2 222 боевых вылета, писал:
«От Подмосковья до Эльбы Ил-2 ни разу не подвел меня... Бывая на
фронте, при встречах с летчиками у себя в КБ, Сергей Владимирович
давал полезные советы по использованию самолета в бою. Мне не раз
приходилось их слушать еще во время боев под Москвой, а потом и в
конце войны. Нас всегда поражало, как хорошо конструктор знает
тактику штурмовиков, будто воевал с нами «крыло в крыло» в одном
боевом порядке...»
Многоцелевой самолет Ил-4 был основным дальним
бомбардировщиком и торпедоносцем во время Великой Отечественной
войны. Вскоре же после начала войны в ночь на 8 августа 1941 года
группа дальних бомбардировщиков Ил-4 совершила налет на военные
объекты Берлина. Это было полной неожиданностью для фашистских
захватчиков. Город в ту ночь был ярко освещен. С тех пор световая
маскировка в Берлине не отменялась до конца войны. Наши Ил-4
наносили концентрированные удары и по другим военным объектам в тылу
противника, участвовали в сражениях на фронтах Великой Отечественной
войны.
После Ил-4 был построен первый советский
реактивный бомбардировщик Ил-28, выпускавшийся серийно.
В послевоенные годы коллектив, возглавляемый С.
В. Ильюшиным, добился больших успехов в создании советской
гражданской авиации. Самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 стали
основными средствами воздушного транспорта в СССР и широко известны
за пределами нашей страны, а трансконтинентальный лайнер Ил-62
является флагманом гражданского воздушного флота.
С.В. Ильюшин активно участвовал в общественной
жизни страны, был делегатом ряда съездов КПСС, депутатом Верховного
Совета семи созывов. За выдающиеся заслуги перед Родиной в развитии
советской авиации он был трижды удостоен звания Героя
Социалистического Труда, звания лауреата Ленинской и семи
Государственных премий (три из них – в годы Великой Отечественной
войны), награжден восемью орденами Ленина, орденом Октябрьской
Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II
степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и
медалями.
С.В. Ильюшин скончался 9 февраля 1977 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В Вологде, на родине конструктора, на одной из
центральных площадей установлен его бюст. В городе Истре Московской
области на постаменте возвышается прославленный самолет Ил-2. Именем
С.В. Ильюшина названа улица во Фрунзенском районе Москвы.
<< Назад