Связаться с администратором
  Главная
  История
  Личности
  Города-герои
  Галерея
  Кинохроника
  Военные песни

"Мистер Вертолет"

26 мая 1913 года в Петербурге состоялся первый в мире полет многомоторного самолета «Русский витязь» (иначе называемого «Гранд»). Машина молодого инженера Игоря Сикорского открыла новую страницу в истории мировой авиации, потому что до этого даже основатели воздухоплавания французы осмеливались летать только на одномоторных машинах, подверженных риску катастроф. Через 2,5 месяца этот же самолет установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту. «Русский витязь» стал родоначальником всех многомоторных тяжелых самолетов в мире.

Летом 1913 года Николай II выразил желание лично увидеть летающее чудо. Для этой царственной инспекции Игорь Сикорский прилетел в Царское Село, где был высочайше пожалован наградными часами.

После гимназии и учебы в Морском кадетском корпусе Сикорский во Франции учился воздухоплаванию в технической школе Дювиньо де Ланно. Там, старательно впитав знания по математике и судостроению, он понял, как применить механику к теории планеров – самолет нуждается в двигателе. Вернувшись на родину, Сикорский в Киевском политехническом университете организовал и возглавил студенческое авиационное общество. Однако первая разработка Сикорского – вертолет (геликоптер) с двумя вращающимися в разных плоскостях винтами мог поднять в воздух только свой вес в 180 кг, а пилота – уже нет. Но Сикорского это не смутило: в 1910 году он построил биплан С-2, он поднимался на 180 метров, это был всероссийский рекорд. Через год новая модель уже С-5 летала на полукилометровой высоте целый час. Все свои машины Игорь Сикорский собирал на деньги своей сестры в сарае в киевском имении своего отца.

В 1914 году изобретатель уже на Русско-балтийском вагоностроительном заводе построил второй свой самолет «Илья Муромец», с двигетелем в 100-сильным двигателем и размахом крыльев 31 метр, на котором сам совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно. Лично от императора Сикорский получил орден Святого Владимира IV степени и 100 тыс. рублей на дальнейшую работу.

23 декабря 1914 года решением военного министра России было введено в действие положение «об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Задуманный как транспортный, самолет был переоснащен: теперь он, деревянный, но в стальных «доспехах» от пуль, мог нести до 780 кг бомб, 8 пулеметов «Максим» и экипаж до 10 человек. «Муромцев» было построено 80 единиц, каждый новый – все более совершенный.

После Октябрьской революции Сикорский эмигрировал из России в Америку.

В США русский конструктор поначалу бедствовал – давал уроки математики и читал лекции по астрономии. Первое созданное им конструкторское бюро на Лонг-Айленде в Нью-Йорке размещалось... в курятнике. С такими монстрами как «Boeing» и «Martin» без денег конкурировать было трудно. Но тут ему улыбнулась удача: русский композитор Сергей Рахманинов неожиданно сделал «Сикорски Аэроинжиниринг Корпорейшн» рекламу, став ее вице-президентом и скупив акции на 5 тыс. долларов. Говорили, что он сделал это в память о младшем брате прапорщике Николае, который служил в русской армии в 34-м корпусном авиаотряде и погиб во время сильного артобстрела. Сикорский смог арендовать ангар, и дела быстро пошли в гору. К апрелю 1924 года был готов его первый американский самолет S-29A.

Позже созданный самолет-амфибия S-38 принес ему крупный успех и заказы компании «Pan-American». Летающая лодка Сикорского S-42 в 1934 году устанавливала один за другим мировые рекорды грузоподъемности и скорости. Кроме того, Сикорского в США прозвали «мистер Вертолет» – в 1952 году его S-52 совершил первый перелет через Атлантику и Тихий океан с дозаправкой в воздухе, а следующая модель S-55 вообще не знала себе равных, поэтому ее и облюбовали американские президенты, а вслед за ними и Никита Хрущев. Первые вертолеты с автопилотом – тоже детище Сикорского. Вертолеты-краны, вертолеты-амфибии, вертолеты-тральщики, турбинные вертолеты с убирающимися шасси. А еще – 15 типов самолетов.

Америка оценила вклад Сикорского в развитие мировой авиации по достоинству. Его имя включено США в Национальный зал славы изобретателей наряду с Эдисоном, Ферми и Пастером. А почетная медаль Джона Фрица «за научно-технические достижения в области фундаментальных наук» в области авиации была присуждена только двум инженерам – Игорю Сикорскому и Орвиллу Райту.

По материалам сайта «www.peoples.ru»

<< Назад